О феномене «круга». О том, что в группе людей, кружащихся в круге, происходит воздействие, влияние на каждого члена этой группы, знали ещё первобытные люди. Круг использовался в ритуальных действиях, в магически-религиозных обрядах с целью усиления (фасилитации) или ослабления (ингибиции) человеческих качеств, способностей, состояний, ощущений, переживаний итд . Кружение, выполнение определенных движений в круге под ритмичное и/или музыкальное сопровождение дополнялось различными видами стимуляции модальностей - архетипичные образы, ароматы, растительные отвары, в том числе, на основе галлюциногенных и наркотических веществ итд. Таким образом, воздействие на человека в круге происходит на самом базисном уровне с точки зрения глубинной психологии, на палеорегуляторном уровне с точки зрения теории уровневого построения движений Бернштейна, на уровне рефлекса с точки зрения сенсомоторных механизмов. «Месмеровский круг» положил начало современной групповой психотерапии.
С точки зрения процесса социализации, круг – это идеальная модель социума, в которой могут быть заданы любые параметры, характеристики, смысловые содержания. «Наполняя» круг фольклорным содержанием, в основе которого лежат глубинные (архетипичные) социальные образы, символы, смыслы, мы тем самым, создаем социальную среду для ребёнка-аутиста, которая идеально подходит для формирования у него социальной мотивации, социальной эмпатии, социальных смыслов.
Игры в круге:
Все встают в круг и берутся за руки
1. Во саду ли в огороде девица гуляла,
она правою\левою рукой цветы собирала.
2 +2 (кружение по кругу при слове правою\левою рукою – приседаем и « рвём» цветы)
2. Дуйся, дуйся пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой,
да не лопайся (растягиваем круг),
а пузырь Ш-Ш-Ш и лопнул (сжимаем круг)
3. Широко-широко-широко (расходимся, держась за руки)
Узко-узко-узко (сходимся)
4. Еле-еле, еле-еле
закружились карусели (медленно с постепенным ускорением),
а потом-потом-потом
всё бегом-бегом-бегом (максимально быстро).
Тише-тише, не спешите, (понижая интонацию)
карусель остановите (постепенно замедляемся)
Раз-два, раз-два (останавливаемся и раскачиваем руки)
Закружилась голова (руками раскачиваем голову)
5. Встаем в цепочку, друг за другом, руки на поясе впереди стоящего.
Заплетися плетень , заплетися,
Завернися труба золотая (цепочка «движется по произвольной траектории, которую задаёт ведущий – первый в цепи)
Догадайся кума молодая
Заплетися плетень , заплетися (начинаем проходить между последним и предпоследним звеном, заворачиваясь через руку)
Завернися труба золотая
Вокруг столба дубового
Вокруг листа зеленого(повторяем столько раз, чтобы все участники завернулись через руку)
(Когда все завернулись) – Расплетися плетень, расплетися
Развернися труба золотая итд
(когда все развернулись)- Вот расплелся плетень, вот расплелся
Развернулась труба золотая (взялись за руки, встали в круг и прыгнули вместе)
6. Сижу, сижу на камушке
Сижу на горючем (в центре круга сидит один участник , накрытый платком)
А кто ж меня верно любит, а кто приголубит,
А кто ж меня верно сменит, меня переменит,
Меня сменит, переменит, еще приголубит?
(кто-то из круга, подходит к сидящему, гладит по голове, снимает платок и сменяет сидящего) – повторяется столько раз, чтобы большинство детей смогло поучаствовать).
7. Идут кони по улице, чем они покутаны, чем они попутаны (кружимся по кругу)
Золотым путом , под копытом. (резко меняем ритм и интонацию – внезапно приседая)
Зайка идет , травку берёт, что вырвет, то в пучок.
8. Мы посадим яблоньку на горе, на горе (в центре круга стоит участник и пританцовывает)
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Расти, расти яблонька, в добрый час, в добрый час.
Потанцуй-ка яблонька, попляши, ты для нас
А мы нашу яблоньку все трясти будем (круг тесно сжимается и все руками раскачивают «яблоньку» в разные стороны, раходимся)
А мы сладки яблочки собирать будем (круг опять сжимается и начинает тянуть «яблоньку» в разные стороны и расходится)
А мы нашу яблоньку все поглаживаем (сжимается круг и все гладят «яблоньку»)
А мы нашу яблоньку все пощипываем (круг сжимается и все пощипывают «Яб-ку»)
И от нашей яблоньки убежим (все разбегаются, а «яблонька» ловит, кого поймает, тот становится «яблонькой»)
9. Тетёра шла,
моховая шла,
по каменьям,
по раменьям сама прошла,
всех детей провела,
самого лучшего детёныша оставила
(Двое делают ворота-ловушку, которая опускается в момент окончания припевки, а все встают в цепочку и проходят через ворота многократно, пока ворота не захлопнутся и кто –то не попадётся. Тот кто попадается – встает к тем, кто делают ворота и так до тех пор, пока все не попадутся и останется один – победитель).
10. Заплетися плетень (только теперь последний должен перебежать и стать первым, а вся цепочка его отторгает – уворачивается)
11. Садимся на пол по кругу. Один начинает хлопать рукой по свободному месту справа и петь:
«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу чтоб Маша села (делает свой выбор) со мной рядом посидела». Маша переходит на это место, а тот, кто сидел слева от Маши начинает «выбирать»
12.Садимся тесно ногами в центр, как солнце. Делаем поочередно заданное ведущим движение, образуя волну (например, 1.поднимаем вверх руки, сначала обе вместе, потом по одной, 2. хлопаем ладонями по коленям, потом по очереди, потом одна рука на своем колене, другая на колене соседа и т.д.)
13. удерживаем мяч вдвоем\втроем головами (русская народная песня «Виноград в саду зелен»)
14. подкидываем на покрывале три раза все вместе одного со словами «Море качается раз..»
15. снова ложимся солнышком и каждый встает и по очереди перешагивает через всех(русская народная песня «О, мой сынок»)
16. Ручеёк стоя
17.Ручеёк (встаем на четвереньки в ряд, образуя туннель, а крайний проползает)
18. Встаем по три человека и одна «двойка», ходит выбирает, цепляет и превращается в «тройку», а те кто остались вдвоем начинают выбирать.(русская народная песня «Чёрный ворон») Поклон, конец.
С точки зрения процесса социализации, круг – это идеальная модель социума, в которой могут быть заданы любые параметры, характеристики, смысловые содержания. «Наполняя» круг фольклорным содержанием, в основе которого лежат глубинные (архетипичные) социальные образы, символы, смыслы, мы тем самым, создаем социальную среду для ребёнка-аутиста, которая идеально подходит для формирования у него социальной мотивации, социальной эмпатии, социальных смыслов.
Игры в круге:
Все встают в круг и берутся за руки
1. Во саду ли в огороде девица гуляла,
она правою\левою рукой цветы собирала.
2 +2 (кружение по кругу при слове правою\левою рукою – приседаем и « рвём» цветы)
2. Дуйся, дуйся пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой,
да не лопайся (растягиваем круг),
а пузырь Ш-Ш-Ш и лопнул (сжимаем круг)
3. Широко-широко-широко (расходимся, держась за руки)
Узко-узко-узко (сходимся)
4. Еле-еле, еле-еле
закружились карусели (медленно с постепенным ускорением),
а потом-потом-потом
всё бегом-бегом-бегом (максимально быстро).
Тише-тише, не спешите, (понижая интонацию)
карусель остановите (постепенно замедляемся)
Раз-два, раз-два (останавливаемся и раскачиваем руки)
Закружилась голова (руками раскачиваем голову)
5. Встаем в цепочку, друг за другом, руки на поясе впереди стоящего.
Заплетися плетень , заплетися,
Завернися труба золотая (цепочка «движется по произвольной траектории, которую задаёт ведущий – первый в цепи)
Догадайся кума молодая
Заплетися плетень , заплетися (начинаем проходить между последним и предпоследним звеном, заворачиваясь через руку)
Завернися труба золотая
Вокруг столба дубового
Вокруг листа зеленого(повторяем столько раз, чтобы все участники завернулись через руку)
(Когда все завернулись) – Расплетися плетень, расплетися
Развернися труба золотая итд
(когда все развернулись)- Вот расплелся плетень, вот расплелся
Развернулась труба золотая (взялись за руки, встали в круг и прыгнули вместе)
6. Сижу, сижу на камушке
Сижу на горючем (в центре круга сидит один участник , накрытый платком)
А кто ж меня верно любит, а кто приголубит,
А кто ж меня верно сменит, меня переменит,
Меня сменит, переменит, еще приголубит?
(кто-то из круга, подходит к сидящему, гладит по голове, снимает платок и сменяет сидящего) – повторяется столько раз, чтобы большинство детей смогло поучаствовать).
7. Идут кони по улице, чем они покутаны, чем они попутаны (кружимся по кругу)
Золотым путом , под копытом. (резко меняем ритм и интонацию – внезапно приседая)
Зайка идет , травку берёт, что вырвет, то в пучок.
8. Мы посадим яблоньку на горе, на горе (в центре круга стоит участник и пританцовывает)
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Расти, расти яблонька, в добрый час, в добрый час.
Потанцуй-ка яблонька, попляши, ты для нас
А мы нашу яблоньку все трясти будем (круг тесно сжимается и все руками раскачивают «яблоньку» в разные стороны, раходимся)
А мы сладки яблочки собирать будем (круг опять сжимается и начинает тянуть «яблоньку» в разные стороны и расходится)
А мы нашу яблоньку все поглаживаем (сжимается круг и все гладят «яблоньку»)
А мы нашу яблоньку все пощипываем (круг сжимается и все пощипывают «Яб-ку»)
И от нашей яблоньки убежим (все разбегаются, а «яблонька» ловит, кого поймает, тот становится «яблонькой»)
9. Тетёра шла,
моховая шла,
по каменьям,
по раменьям сама прошла,
всех детей провела,
самого лучшего детёныша оставила
(Двое делают ворота-ловушку, которая опускается в момент окончания припевки, а все встают в цепочку и проходят через ворота многократно, пока ворота не захлопнутся и кто –то не попадётся. Тот кто попадается – встает к тем, кто делают ворота и так до тех пор, пока все не попадутся и останется один – победитель).
10. Заплетися плетень (только теперь последний должен перебежать и стать первым, а вся цепочка его отторгает – уворачивается)
11. Садимся на пол по кругу. Один начинает хлопать рукой по свободному месту справа и петь:
«Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу чтоб Маша села (делает свой выбор) со мной рядом посидела». Маша переходит на это место, а тот, кто сидел слева от Маши начинает «выбирать»
12.Садимся тесно ногами в центр, как солнце. Делаем поочередно заданное ведущим движение, образуя волну (например, 1.поднимаем вверх руки, сначала обе вместе, потом по одной, 2. хлопаем ладонями по коленям, потом по очереди, потом одна рука на своем колене, другая на колене соседа и т.д.)
13. удерживаем мяч вдвоем\втроем головами (русская народная песня «Виноград в саду зелен»)
14. подкидываем на покрывале три раза все вместе одного со словами «Море качается раз..»
15. снова ложимся солнышком и каждый встает и по очереди перешагивает через всех(русская народная песня «О, мой сынок»)
16. Ручеёк стоя
17.Ручеёк (встаем на четвереньки в ряд, образуя туннель, а крайний проползает)
18. Встаем по три человека и одна «двойка», ходит выбирает, цепляет и превращается в «тройку», а те кто остались вдвоем начинают выбирать.(русская народная песня «Чёрный ворон») Поклон, конец.
Комментариев нет:
Отправить комментарий