четверг, 3 ноября 2011 г.

О базовых установках (автор Лиза Колобова)

Хочу сохранить в блоге статьи Елизаветы Колобовой о семейном образовании.


Источник

Я несколько раз садилась писать о том, что я обнаружила, обратив свое внимание на школу, но, перечитывая, убирала текст. Получалось похоже на придирки глупой бабы, которая ищет сложности, где их нет. Я понимала, что простое повествование событий не отражает чего-то главного, сущностного. Немного поразмыслив, я решила, что надо начать с того, как я смотрю на детей в принципе. Мои базовые установки. Поэтому пока отступлю от своего повествования и поговорю о более глубоких вещах.





Большинство родителей и общество, которое их (и детей и родителей) окружает, растят детей основываясь на страхах. То есть они совершают действия, направленные не на конкретный результат, который хотят получить, а делают что-то, что бы не получить отрицательного результата. Я не знаю, понятна ли глубина этой мысли, но она основополагающая в моей картине мира. Я ее даже озвучиваю раньше, чем безусловную любовь и безопасность.

Ну например, «если ребенок не будет делать каждый день делать уроки, то он разбалуется, не научится дисциплине и вырастит оболтусом». И вот его, бедного, хочет он не хочет, может не может, загоняют делать уроки. В конечном итоге ребенок начинает протестовать, так как взрослые не слышат его потребности (а он зависим от взрослых), не рассматривая его как живого, отдавая в угоду своим эфемерным страхам. Этакое предательство. У ребенка идет обида на мать и окружение, он бунтует(или, что на мой взгляд хуже – ломается) и вырастает оболтусом. Сложно бороться с родительскими страхами. Чего боялись, то и получили. Страхи притягивают события. Получается как в присказке: «Родители очень хотели, чтобы из ребенка вышел толк. Толк вышел, бестолочь осталась.»

Есть материнские ожидания и есть материнское намерение. Ожидание – это видение картинки будущего, основываясь на страхах. Намерение – видение будущего, основываясь на вере. К какой части человека (ребенка) вы обращаетесь, такая вам и отвечает. Думаете, что он злой и агрессивный, он вам ответит. Считаете, что он адекватен, со временем вы дозоветесь и эту часть, даже если она далеко ушла. Сила намерения творит чудеса не только в визуализации желаний.

Вторая мысль – ребенок изначально хороший. Все его побуждения и мотивации изначально правильные, направленные на удовлетворение своих потребностей. Взрослые, такие мудрые и умные, которым они, вообще-то изначально доверяют и ХОТЯТ их слушаться, должны понимать истинные потребности ребенка и давать возможности для их реализации или показывать путь, как эти возможности взять самому.

Вообще оценочная система хороший-плохой, весьма относительна. Когда я спрашиваю родителей: «А что вы хотите получить в конечном итоге?» Я слышу – добрый, послушный, целеустремленный, самостоятельный и бла-бла-бла. Этакий Плюс Плюсович Плюсов. Еще один отличник боевой и какой-то там еще подготовки. Давайте зайдем с другой стороны. Доброта граничит с жертвенностью. Целеустремленность с подлостью, послушание с унижением. И грань очень тонкая. У каждой монеты есть две стороны. Мы что хотим?

У ребенка нет «плохих» проявлений. Есть адекватные и неадекватные. Все человеческие качества даны человеку, как инструменты для взаимодействия с этим миром. Повторюсь - нет хорошо-плохо, есть адекватно-неадекватно. Жадность прекрасное качество, когда нужно отстоять свое. Врать тоже надо уметь, когда хранишь секреты, например. Да и кто из вас не врал ни разу в жизни? Хотя бы самому себе))) Что еще? Агрессивность? Когда надо защищать себя и близких, то не грех и в морду дать. Все «плохие» качества на самом деле не плохие. И не хорошие. Они никакие. Они просто есть по факту в нашем дуальном мире. А вот использование их может быть просто неадекватным. Ну а теперь ребенок… Ребенок изначально хороший, как мы обозначили. И он учится жить в этом мире. Учится, применяя все доступные для него инструменты взаимодействия с ним и выбирает те, с помощью которых он достигает быстрых и эффективных результатов, согласно своим целям.

Ну, например. Мой старший сын лидер. Кто верит в гороскопы скажу, что он Лев в год Тигра. Кто не верит, поясню – амбициозный, хитрый, умный, думает быстро, не останавливается перед препятствиями, даже когда другие сдались, в ход идут все средства и при этом ленив. Это его база. Из него может получиться как хороший бизнесмен, так и отличный криминальный авторитет. Смотря в какое русло направить все эти его качества. Я не могу уже «отбить» и в прямом и в переносном смысле, заложенные в нем качества. Я могу научить его с ними жить в обществе, то есть его социально адаптировать. Его отец, в свое время звонил мне в панике – он врет, он то, он се. Ну, да, говорила я спокойно, он врет. Наказывать его за вранье бесполезно. Он просто научится это делать более виртуозно. Надо просто показать, что этой цели (из-за которой он врал) он может достичь другими способами. Например, просто попросив или объяснив. То есть показать ребенку неадекватность его поведения и указать выход из ситуации. Понимаете? Большинство родителей, которые встречаются с «плохими» проявлениями ребенка, не пытаются понять его истинных потребностей, зачем он это делает, а сразу пугаются, что у них растет бандюг. И применяют соответствующие меры. Они видят ребенка плохим. Не верят в него. И он им честно отвечает.

Следующее – ребенок хочет жить с окружающим обществом в мире и согласии. Если он делает что-то асоциальное, это значит, что он просто не умеет достигать своих целей социально адекватными инструментами. Ему надо это просто показать. Ну, или зависимость от данного общества настолько некомфортна, и его ожидания настолько постоянно не удовлетворяются, что ребенок идет на разрушение данного симбиоза. Ну вы подумайте, это же глупо все время жить в противоречии с окружением. Он же останется один и не выживет. Одиночки не выживают. Дети не склонны к суициду.

Ну и последнее, на сегодня. Ребенок полноценно развивается и познает мир, только когда удовлетворена его БАЗОВАЯ потребность – в БЕЗОПАСНОСТИ пространства и окружения. Ну глупо требовать от ребенка познание мира и полноценного развития в условиях войны. В чем состоит безопасность пространства – понятно. Мир во всем мире. А вот в чем состоит безопасность окружения? Это когда не надо постоянно воевать. Воевать за свою хорошесть, за свое право жить, за свои потребности, за право быть собой. Когда не надо все время доказывать, что ты не верблюд, воюя с родительскими страхами. Другими словами, это окружение, которое принимает и любит тебя, которое верит в тебя, доверяет тебе, дает возможности для самореализации.

Из базовых установок – все. В следующем раз расскажу о педагогическом результате и когда нам его ожидать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий