четверг, 3 ноября 2011 г.

О социальной адаптации (автор Лиза Колобова)

источник

Ну ладно, давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим себя – какие образы, воспоминания, понимания, знания у нас возникают в голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях под скупую материнскую слезу от умиления, кружочки бархатной бумагой, старательно наклеенной по образцу, игра «в глупости», банты и белые колготки с букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг), совместные походы по подвалам и многое другое.



То есть большинство вспоминает при слове «социум» детей и их забавы. Это то, что заложено в наших коридорах мышления. Не спорю, именно в детской стае дети учатся и проигрывают различные модели поведения, подражая взрослым. Но, социум – это значительно больше, чем детская стая. Давайте, дорогие мои «взрослые» расширим наши коридоры и посмотрим что необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной, в данном контексте, это когда решается задача – научить ребенка адекватно взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.

Давайте посмотрим в словарях определение. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация – это процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь, что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление – это постепенный процесс в результате которого ребенок познает правила по которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия. Да, да, адаптированный человек – это человек с набором автоматических привычек.

Но давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие – безопасность. Для того, чтобы стало это понятно, я приведу пример как ребенок познает и адаптируется к пространству, а потом мы эту же модель применим к социуму.

Вот новорожденный – границы тела неопределенны, он шар со ртом, пространства комнаты огромны, по сравнению с ограничивающими его во внутриутробной жизни стенками матки. В первые 40 дней его основная задача – убедиться в надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это – безопасная территория гнезда, а мама – постоянная «точка опоры», центр мира.

По мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее – все должно быть обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность. Вы помните, как ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.

Когда мама выходила с ним на улицу – он внимательно осматривал все что видит с маминых рук, и маме и в голову не прейдет отпустить ползающего ребенка в магазине (ну я надеюсь, что не придет) или на проезжей части для изучения «нового пространства». Просто потому что оно небезопасно. Оно чужое и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с ним (этим пространством) взаимодействовать.

Ребенок растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя он осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек – это не глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься. И вот в какой-то прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша, капая в водку флакон корвалола и хватаясь за сердце стоит и смотрит в окно как ее дитятко сделав круг по двору возвращается домой. Потом это уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда – места, которое для него является константой, началом координат.

И мы, родители ничего специально не делаем для того, чтобы привить ему «самостоятельность», приучить его выживать в мегаполисе. Представьте мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться нормальной пространственной адаптации. А если уж совсем утрировать пример – она несет его в заведомо опасные места, с пеной у рта доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире скоростей и машин и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в самую гущу мира для адаптации. Абсурд? Согласна.

Мы же просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что рано или поздно, ребенок ЗАХОЧЕТ самостоятельности и пойдет осваивать мир в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет прибегать в родной дом – в безопасность. Мы не торопим его. И чем мобильнее семья, тем шире границы для ребенка.

Зачем я так долго это расписываю. Чтобы мы посмотрели на социальную адаптацию, как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому что ребенок ХОЧЕТ жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом расширяя свой круг общения. Понимаете? Ничего не надо делать специально. Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я расскажу об этапах социальной адаптации.

У человека длинное детство, которое ему нужно, чтобы вырастить большой мозг, который усваивает огромное количество информации, в том числе и многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведшая. Про ведущую роль матери стоит написать отдельно, так как многие путают ее с авторитарностью и деспотизмом, но не в этом посте. Примем просто сейчас, что ведущая роль матери в данном контексте заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут внимание – он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих». Давайте введем как входные данные – есть свои, есть чужие. Свои – это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша, о которых я писала. То есть ожидание принятия, доверия, веры, обратной связи и т. д. Есть чужие – это просто люди, которые во вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои – это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа социально активные существа и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели. Предвижу вопрос – если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу – а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает. Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое общество. Просто когда это свои – вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и то, чему он научится в данном обществе достойно подражания. А что делать если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Вы знаете, что в большинстве своем у родителей, страдающих социофобией дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и школу или учатся дома.

С 9 месяцев до 3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором родился.

К трем годам у него достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять – в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность родителей обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста? Ребенок точно знает – родители плохого не пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут происходит - правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

С 7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть «свои», а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать – одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих «чужих» и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле. Только при чем тут детский сад и школа? Но об этом я еще напишу.

Как можно научить ребенка плавать? Двумя способами. Первый – бросить в середине реки, может выплывет. И, кстати, многие выплывают. Второй – нанять тренера, который постепенно познакомит его с водной средой и взаимодействию с ней. Вам какой больше нравится?

На сегодня хватит. И так получилось много. Не умею я писать коротко)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий