понедельник, 22 апреля 2013 г.

часть 1 Размышления над детской книгой

Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.



"..Читателю этой книги легко заметить, что в первой ее части помещены стихотворные азбуки и скороговорки. Читать азбуку и показывать детям изображения букв можно в любой последовательности. Допустим, в той, которая определяется интересом ребенка, его настроением, желанием разнообразить занятия.

Чем хороши стихотворные азбуки? Прежде всего тем, что каждая на свой лад знакомит детей с буквами русского алфавита, их названиями и начертанием. Повторение одного и того же - любимое занятие детей в возрасте от трех до шести лет.
Создавая азбуку, авторы заботились не только о том, чтобы дети быстро и легко запоминали алфавит, но еще и о том, чтобы им было весело, радостно учиться, чтобы за каждой новой буквой ребята открывали для себя неизвестное, необычное, неожиданное. Именно поэтому каждая стихотворная азбука - это игры в слова и со словами. Задача воспитателей - родителей и педагогов - увидеть их и научиться играть в слова и со словами вместе с ребятами. Ситуация совместной игры поможет сформировать у детей представление об особенностях стихотворной речи, познакомит их с такими явлениями, как звукопись, многозначность\. метафоричность словесного образа. Естественно, все эти представления приобретаются в практических действиях со словом и стихом, в попытках собственного творчества.
Посмотрите на эти художественные произведения одновременно глазами и ребенка, и взрослого и попытайтесь понять, как поэт (писатель) учит, какие способы и приемы предлагает в качестве интересных и разумных.
С чего начинается знакомство с буквами в любой стихотворной азбуке? Ребенку показывают начертание буквы, ее письменное изображение, демонстрируют ее звучание, а затем перечисляют предметы, в названии которых имеется эта буква. Нехитрый как будто бы прием повторяется из стишка в стишок, но автор постоянно меняет зрительный и словесный ряд, позволяя ребенку множество раз с неослабевающим интересом воспроизводить одну и ту же умственную операцию. Конечно, ребенку могут надоесть книжка и занятия по ней. Но чаще всего это происходит в силу того,  читающий взрослый нарушает все правила авторской "художественной" методики и заменяет ее своей, менее интересной.
Ознакомиться с "устройством" поэтической азбуки можно на примере не включенной в основной текст сборника "дидактической" поэмы С.Я. Маршака "Веселое путешествие от "А" до "Я"". Это действительно путешествие, то есть неспешное, внимательное разглядывание, узнавание, называние, сравнение объектов, постоянно сменяющих друг друга.
Путешествие по азбуке решается автором как бы в двух планах: в графическом изображении букв и слов (собственно, это тот "предмет", которому нужно обучать, - узнавать начертания букв, произносить их, находить буквы в отдельных словах и фразах, пытаться поставить рядом несколько букв и воспроизвести их голосом - "прочитать") и в воображаемом мире предметов, вещей, явлений, действий. Эти планы постоянно переплетаются, заменяют друг друга, вызывая к жизни сложную и разнообразную работу памяти и воображения ребенка.
Дети учатся читать, то есть наблюдать за буквами-знаками, их сочетаниями, внешним видом, местом в слове и строке, узнавать их в любом начертании. Взрослый занят не чтением, а тем, что организует поле наблюдения, поиска и узнавания.
Взрослому (родителю, воспитателю), желающему добиться успеха в обучении, на время занятий с детьми следует как бы превратиться в "автора" стихотворных азбук, то есть выучить текст наизусть. В этом случае он становится хозяином положения, так как не привязан к тексту. Напротив, разыгрывая процесс чтения по книжке, он незаметно для детей выполняет другую работу: показывает им картинки - изображения букв и предметов, рисует буквы и слова, помогает детям находить среди многих картинок нужные.."

Комментариев нет:

Отправить комментарий