понедельник, 22 апреля 2013 г.

часть 2 Как запомнить облик буквы


Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.


".. Итак, начинаем путешествие по стихотворной азбуке от буквы к букве, от слова к слову, от стиха к стиху.
                        Ребятам объявляется,
                        Что поезд отправляется,
                        Немедля отправляется
                        От станции Москва
                        До первой буквы - "А".
                        Пары разводит паровоз,
                        Зажег два фонаря
                        И мчится с грохотом колес
                        По строчкам букваря.
......................

                                        - А -
                        Вот два столба наискосок,
                        А между ними - поясок.
                        Ты рту букву знаешь? А?
                        Перед тобою буква "А".


Покажите детям эту букву на странице, нарисуйте так, как она описана, попросите найти букву "А" среди карточек, на которых нарисованы разные буквы, предложите самим нарисовать ее. Как будто специально  для этих целей поэт объясняет:

                        У буквы "А" мы простоим
                        Не меньше трех минут.
 В этом задании - запомнить и воспроизвести облик буквы - две игры. Первая - увидеть, на что похоже начертание буквы, то есть сам значок, изображающий букву. У Маршака это всегда знакомые детям предметы:

                     Вот буква "В" видна вдали -
                     Красивая, витая, -
                     Как будто крендель испекли,
                     Приезжих поджидая.
....................
                      Да, перед нами буква "Г"
                     Стоит подобно кочерге.
                                       ................................
                      А вот и буква "Д" сама
                      На самоварных ножках.
                                        ...........................
                       - Ж -
                      Эта буква широка
                      И похожа на жука.
                      Да при этом, точно жук,
                      Издает жужжащий звук:
                      Ж-ж-ж-ж!
                                   ...............................
                            - З -
                      На эту букву посмотри -
                      Она совсем как цифра три.
                                     .................................

                   Мы покатили по горам,
                   Помчались легче пуха
                   По гладкой,  ровной колее
                   И увидали букву "Э",
                   Похожую на ухо.

 Такой же прием "опредмечивания" буквы и ее словесного описания мы находим в азбуках Г. Сапгира, А. Шибаева, Г. Виеру. Но будьте внимательны. Рядом с таким заданием - другое, обратное ему: увидеть в предмете или сочетании предметов (линий, объемов, перспективы) изображение, рисунок буквенного знака. Так, у Г. Виеру: "Г" - коса, "Д" - чемодан на табуретке, "З" - летящая птица, "М" - две горы, стоящие рядом, "В" - очки со сломанными дужками. У Маршака - сложная перспектива:

                      То вниз, то вверх бежит перо,
                      Рисуя букву "М", -
                      Как бы спускаешься в Метро
                      И вверх идешь затем.

Читая разные азбуки, можно сравнивать, какой видят поэты одну и ту же букву. Оказывается, каждый видит по-своему, и только буква "Ж" всем представляется в образе жука. Но можно попробовать самим, точно следуя правилам и указаниям поэтических азбук, увидеть в окружающем нас мире случайно сложившиеся изображения букв. Например, на детской площадке качели похожи на букву "П" и  букву "Н", лесенка - несколько букв "Н", забравшихся друг на друга, половина песочницы - буква "Г", клумба - "О". Поняв и усвоив принцип игры, воспитатель и дети развивают свои способности конструировать из предметов быта, их сочетаний буквенные знаки. Так, из блюдца, ножа и чайной ложки можно составить букву "Ю", из чашки и вилки - букву "А", из вилки и салфетки - букву "Ш" и т.д. Поскольку такие упражнения повторяются с каждой буквой, не мудрено, что ребенок быстро запомнит ее облик и научиться ее изображать (писать).."   

                          
                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий