вторник, 23 апреля 2013 г.

часть 5 Приключения с буквами и словами

Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.



"Еще один обучающий прием - сочинение сказки-приключения. Его использует И. Токмакова в сказке "Аля, Кляксич и буква "А"". Взяв за основу сюжет сказки И. Токмаковой, попробуйте с детьми проиграть ее.

Сказка начинается с выбора героя и места действия. Героем может быть любимая детьми игрушка, или персонаж знакомой сказки, или сами дети. Им нужно написать письмо (записку, предостережение) или прочитать его. Но некто (злодей) выкрал и неизвестно где спрятал несколько букв.
Герой и его помощники (они нужны для дальнейших событий) отправляются на поиски в Страну  букв. Придумайте, как выглядит эта страна, определите, где она находится, в каком порядке встречаются герою буквы, чем они занимаются, на что похожи, где живут, помогают или мешают главному герою. Все приемы, описывающие внешний облик букв, у Вас под рукой. Во время путешествия герой и его помощники подвергаются трудным испытаниям и решают сложные задачи. Вы уже знаете их: узнать слово, написать букву или ее недостающую часть, подобрать несколько слов на заданную букву, отгадать, почему персонаж произносит определенные фразы или поет особую песенку и т.д.
Одновременно с решением трудных задач герой и его помощники преодолевают "страшные" препятствия: бурные реки, непроходимые болота и леса, таинственные пещеры и лабиринты, встречают чудовищ и диких зверей. Вспомните, какими волшебными средствами владеют герой и его помощники: "ров" - "шов", "дракон" - "таракан", "дым" - "дом", "меч" - "мяч" и т.д. С их помощью они преодолевают все препятствия, находят злодея, вступают с ним в бой. Придумайте, что это будет: поединок, соревнование, заклинание и т.д. В конце путешествия герой и его помощники с победой возвращаются к началу сказки.
такова схема сюжета и по ней можно сочинить множество невероятных историй с буквами и словами, меняя персонажей, место действия, набор препятствий и загадок, способы выведывания тайны и сражение с похитителями. Детям будет казаться, что это новые и разные сказки, но Вы-то хорошо знаете, что это даже не сказка, а серьезное занятие по обучению детей узнаванию, написанию букв и слов, чтению и письму.
Надеемся, что читателю уже понятен сам подход к тексту: за внешними событиями увидеть обучающий прием, научиться использовать его, обращаясь к ситуациям из жизни детей, предлагая им участвовать в воображаемых путешествиях и приключениях.
счастливого пути!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий