Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.
".. Разучив с детьми примерно треть алфавита, поэт меняет тактику. Путешествие по буквам и словам получает новое направление. Если в предыдущих стихах-заданиях нужная буква устойчиво ставилась на первое место в слове и лишь иногда попадалась в середине слова, то теперь ее поиск усложняется: взрослый (поэт) предлагает искать букву в любой позиции. Меняется и средство передвижения по буквам и страницам: вместо поезда дети пересаживаются на самолет.
Но туча на небе встает.
Уж верно, быть грозе.
А нам пора на самолет -
Летим мы к букве "3".
- З -
На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра три.
В звезде найдешь ты букву "З",
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
И в звонкой зелени берез,
И в землянике зрелой...
Автор предполагает, что именно слово рассматривается ребенком, поэтому следует изображать рядом не предмет (звезду, розу), а выделить шрифтом и цветом нужный буквенный знак, чтобы его увидел ребенок в слове.
Следующее задание, придуманное поэтом, - игра-загадка.
Опять мотор мы завели
И, оторвавшись от земли,
Летим над степью гладкою,
И вдруг увидели вдали
Огромное "И краткое".
- Й -
У станции "И краткое"
Нас встретили загадкою.
"Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?"
Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою "И краткое"!
И дело не только в том, чтобы одно слово превратить в другое, заменив букву или элемент в ее начертании. Перед Вами полезное и нужное детям задание. В дальнейшем, в школе, при изучении орфографии они узнают, что буквами изображаются не все звуки, а только фонемы, и что фонемы - это звуки, которые различают слова. Если заменить одну фонему в слове, то изменится все слово: "дом" - "дым", "зоб" - "зуб", "батон" - "бутон", "кол" - "мол" и т.д. Поэты любят играть в такую перестановку и замену, получая в результате разнообразную чепуху. Вспомните известное стихотворение Б. Заходера "Кит и Кот", где все забавно перепуталось в результате ошибки в слове. Эта игра незаметно готовит ребенка к осознанию законов звукового письма. Но при изучении азбуки нам эта игра понадобиться для других целей. Когда, познакомив детей с буквами, необходимо будет закрепить у них навык узнавания и написания букв, поэты и писатели от путешествия (спокойного разглядывания и слушания) переходят к приключениям в стране букв и слов. Тогда-то и станут нужны непреодолимые препятствия, волшебные средства и чудесные помощники (палочки, колечки, шапки-невидимки и т.д.). Запомните, что с их помощью "столб" легко превращается в "стол" , "пушка" в "плюшку", "речка" в "печку", "волк" в "вола". А что нужно сделать, чтоб "расколдовать" вещь или живое существо? Конечно же, написать слово и в нем исправить букву. Тогда слово превратиться в название нужного нам предмета, зверя или птицы, что позволит успешно преодолеть препятствия и выдержать испытания.
Но продолжим путешествие по азбуке:
Опять летим сквозь облака.
Но надо опускаться,
Вот перед нами буква "К".
Стоит жара. Ни ветерка.
Идем к реке купаться.
- К -
Кусты на берегах крутых
Нас укрывают тенью.
А мы разделись - и бултых!
Поплыли по теченью.
Купались долго мы в реке,
Копались в мягком иле.
Потом катались в челноке
И карасей ловили.
Теперь задание усложняется. Вы читаете стихи, а дети на слух, по звучанию выбирают из текста слова, в которых есть буква "К". Возможно, что они уже усвоили правило - буква "К" тоже может быть в начале, середине или конце слова. Чтобы помочь услышать букву, нужные слова можно выделить голосом. Если ребенок запомнил стишок наизусть, поменяйтесь с ним ролями: он читает, а Вы находите нужные слова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий