вторник, 23 апреля 2013 г.

часть 4 Место буквы в слове

Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.


".. Разучив с детьми примерно треть алфавита, поэт меняет тактику. Путешествие по буквам и словам получает новое направление. Если в предыдущих стихах-заданиях нужная буква устойчиво ставилась на первое место в слове и лишь иногда попадалась в середине слова, то теперь ее поиск усложняется: взрослый (поэт) предлагает искать букву в любой позиции. Меняется и средство передвижения по буквам и страницам: вместо поезда дети пересаживаются на самолет.

                      Но туча на небе встает.
                      Уж верно, быть грозе.
                      А нам пора на самолет -
                      Летим мы к букве "3".
                                   - З -
                      На эту букву посмотри -
                      Она совсем как цифра три.
                      В звезде найдешь ты букву "З",
                      И в золоте, и в розе,
                      В земле, в алмазе, в бирюзе,
                      В заре, в зиме, в морозе.
                      И в звонкой зелени берез,
                      И в землянике зрелой...

Автор предполагает, что именно слово рассматривается ребенком, поэтому следует изображать рядом не предмет (звезду, розу), а выделить шрифтом и цветом нужный буквенный знак, чтобы его увидел ребенок в слове.
Следующее задание, придуманное поэтом, - игра-загадка.

                        Опять мотор мы завели
                        И, оторвавшись от земли,
                        Летим над степью гладкою,
                        И вдруг увидели вдали
                        Огромное "И краткое".
                                   - Й -
                      У станции "И краткое"
                      Нас встретили загадкою.
                      "Прочти и отгадай-ка:
                      Что надо пропустить,
                      Чтоб можно было зайку
                      В заику превратить?"
                      Один из нас минуты три
                      Подумал над разгадкою
                      И отвечал: - Крючок сотри
                      Над буквою "И краткое"!

И дело не только в том, чтобы одно слово превратить в другое, заменив букву или элемент в ее начертании. Перед Вами полезное и нужное детям задание. В дальнейшем, в школе, при изучении орфографии они узнают, что буквами изображаются не все звуки, а только фонемы, и что фонемы - это звуки, которые различают слова. Если заменить одну фонему в слове, то изменится все слово: "дом" - "дым", "зоб" - "зуб", "батон" - "бутон", "кол" - "мол" и т.д. Поэты любят играть в такую перестановку и замену, получая в результате разнообразную чепуху. Вспомните известное стихотворение Б. Заходера "Кит и Кот", где все забавно перепуталось в результате ошибки в слове. Эта игра незаметно готовит  ребенка к осознанию законов звукового письма. Но при изучении азбуки нам эта игра понадобиться для других целей. Когда, познакомив детей с буквами, необходимо будет закрепить у них навык узнавания и написания букв, поэты и писатели от путешествия (спокойного разглядывания и слушания) переходят к приключениям в стране букв и слов. Тогда-то и станут нужны непреодолимые препятствия, волшебные средства и чудесные помощники (палочки, колечки, шапки-невидимки и т.д.). Запомните, что с их помощью "столб" легко превращается в "стол" , "пушка" в "плюшку", "речка" в "печку", "волк" в "вола". А что нужно сделать, чтоб "расколдовать" вещь или живое существо? Конечно же, написать слово и в нем исправить букву. Тогда слово превратиться в название нужного нам предмета, зверя или птицы, что позволит успешно преодолеть препятствия и выдержать испытания.
Но продолжим путешествие по азбуке:

                      Опять летим сквозь облака.
                      Но надо опускаться,
                      Вот перед нами буква "К".
                      Стоит жара. Ни ветерка.
                      Идем к реке купаться.
                                   - К -
                      Кусты на берегах крутых
                      Нас укрывают тенью.
                      А мы разделись - и бултых!
                      Поплыли по теченью.
                      Купались долго мы в реке,
                      Копались в мягком иле.
                      Потом катались в челноке
                      И карасей ловили.

Теперь задание усложняется. Вы читаете стихи, а дети на слух, по звучанию выбирают из текста слова, в которых есть буква "К". Возможно, что они уже усвоили правило - буква "К" тоже может быть в начале, середине или конце слова. Чтобы помочь услышать букву, нужные слова можно выделить голосом. Если ребенок запомнил стишок наизусть, поменяйтесь с ним ролями: он читает, а Вы находите нужные слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий