вторник, 23 апреля 2013 г.

часть 3 В стране одной буквы

Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.


"..Поэты, как и дети, не любят однообразия. Надоело разглядывать, находить и рисовать буквы - займемся другим делом: 

                        Давайте, братцы, поедим,
                        Пока гудок дадут.

 Возможно, ребенок поверит, что ему предлагают позавтракать или пообедать. Но взрослый знает, куда попадут дети, если перед этим он все старательно предусмотрел и придумал:

                        Да вот фруктовый магазин!
                        Здесь припасли для нас
                        Антоновку и апельсин,
                        Арбуз и ананас.
                        Вот абрикос, а вот айва...
                        Какие вкусные слова -
                        И все на букву "А"!

Поэт подсказывает своему взрослому читателю форму занятий: нуно заранее припасти картинки с изображением фруктов, карточки с начертанием слова и даже таблички с указанием цены (цифры), чтобы оформить "магазин". Можно обойтись только картинками или только карточками: выбор зависит от возраста и знаний детей. Ребятам 3-4 летобязательно нужны сами предметы или картинки с их изображением и начертанием букв. Дети постарше, 5-6 лет, могут пытаться рассматривать слова в поисках нужной буквы, стараться их прочитать и запомнить, как они записаны.

                        Но снова объявляется,
                        Что поезд отправляется,
                        В дорогу отправляется
                        По строчкам, по листам.
                        Ребята, по местам!
                        Поехали, поехали,
                        Минуты не проехали,
                        Пред нами на столбе
                        Большая буква "Б".
                                   - Б -
                     Вы посмотрите: кто такой,
                     Загородив дорогу,
                     Стоит с протянутой рукой,
                     Согнув баранкой ногу?
                     Он нас с тобой зовет к себе
                     И говорит: "Я - буква "Б".

Повторяется прежний прием: называется буква, показывается ее начертание, описывается, на что она похожа. Буква "разговаривает" с ребенком, просит, чтобы он ее узнавал, то есть смог найти среди других, нарисовать, услышать, как она произносится и звучит в слове. Если надоело находить картинки-предметы или слова-предметы, можно, повторяя стишок, на слух определять слова, начинающиеся на букву "Б":

                     А есть ли булочная тут?
                     Да вот она! Смотри:
                     Буханки, булки продают,
                     Баранки, сухари.
                     Батонов, бубликов гора
                     И сдоба всех сортов.
                     Но дальше ехать нам пора.
                     Наш поезд в путь готов.
                     Поехали, поехали,
                     Одну строку проехали,
                     Еще строку и две,
                     И наконец доехали
                     До третьей буквы - "В".

Обратите внимание, как в описании передан ритм движения поезда. Сначала медленно, как в детском стишке-качалке: по ровной дорожке, по ровной дорожке - потом все быстрее и стремительнее, как будто поэт советует взрослому (тому, кто читает ребенку), что все следует изобразить в действии-гре в натоящий поезд, следующий по расписанию от станции до станции.

                                       - В -
                       Вот водокачка. Вот вокзал.
                       Вагоны, вагонетки.
                       Вон паровоз товарный стал
                       На самой дальней ветке.

Снова знакомое задание - узнать, назвать, перечислить и перечитать все слова, которые начинаются на букву "В". Сколько их? Восемь из четырнадцати в четырех строчках. Попробуйте сами сочинить такую фразу, где были бы только слова, начинающиеся на определенную букву. Это сделать не трудно, если обратиться к обыкновенному орфографическому словарю. Из слов, помещенных в разделе на нужную букву, легко составляются не только предложения, но и короткие смешные рассказы. Попробуйте их придумать, а если не получиться , вам на помощь придут стихи из азбук Е. Благининой, Г. Сапгира, В. Лунина, В. Берестова, помещенные в этой книге. Разучивая эти отрывки с детьми, Вы обнаружите в них тот же обучающий прием.
Но продолжим путешествие:

                       Но поезд отправляется,
                       В дорогу отправляется,
                       В пути он изгибается,
                       Несется по дуге.
                       И скоро появляется
                       Пред нами буква "Г".
                       Да, перед нами буква "Г"
                       Стоит подобно кочерге.
                                   - Г -
                      В конце дороги у горы
                      Копают грунт машины.
                      А вот готовят гончары
                      Горшки из красной глины.
                      Гончар сидит за верстаком
                      И мнет руками мягкий ком,
                      Вертящийся на диске,
                      И ком становится горшком,
                      Кувшином или миской.
                      Чтоб глина сделалась тверда,
                      Чтоб из нее ушла вода,
                      Стоят горшки и кружки
                      На полках для просушки.
                      А для того, чтоб стал красив
                      Горшок из глины красной,
                      Его должны мы, просушив,
                      Покрыть глазурью ясной.
                      Теперь горшок пора обжечь, -
                      И в первый раз идет он в печь.
                      Горшок выходит из огня
                      Румянее и краше,
                      Готовый с завтрашнего дня
                      Варить борщи и каши.
                      Один в другом стоят горшки,
                      И ждут они отправки.
                      Их повезут грузовики
                      К дверям посудной лавки.

Несомненно, это не только путешествие среди букв, слов и предметов, но и рассказ-зарисовка. Теперь становится понятным, чего ждет от Вас автор: найти, повторить и посчитать слова, начинающиеся на букву "Г". Можно открыть гончарную мастерскую и лепить из пластилина посуду с названием на нужную букву; затем устроить посудный магазин или лавку и продавать посуду тому покупателю, кто правильно скажет, как называется изделие, и т.д. Усвоив основное правило игры -  узнавание и называние слов-предметов, начинающихся на нужную букву, - можно перенести игру со страниц книги в реальную жизнь.
Фантазия взрослого, да и самих детей, подскажет, как это сделать. Например, можно постепенно перебирать  игрушки в ящике, вынимая те из них, названия которых начинаются на нужную букву. Путешествуя по комнате, моно называть предметы, перед которыми остановился детский поезд, выделяя голосом первую букву в слове-названии. Из замкнутого пространства дома (игровой комнаты, столовой, спальни) детский поезд перемещается на площадку, улицу, в парк. теперь ребенку нужно в реальной действительности увидеть предметы, названия которых начинаются на заданную букву, или выделить в названии любого указанного предмета первую букву.

                                   - Д -
                      У дороги лес дубовый,
                      До плеча нам этот лес.
                      А когда-нибудь дуброва
                      Здесь раскинет свой навес.
                      Заведутся здесь лисицы.
                      Мед в дупле найдет медведь,
                      На деревьях будут птицы
                      Гнезда вить и песни петь.
                      Это желуди когда-то
                      Посадили здесь ребята,
                      Чтобы вырос до небес
                      Богатырь - дремучий лес.
                      У той же буквы строят дом -
                      Большой, многооконный.
                      Встает этаж за этажом
                      Железный и бетонный.
                      В жару, и в холод, и в туман
                      Возводят дом рабочие.
                      Им подает подъемный кран
                      Цемент, кирпич и прочее.
                      Растет домище-великан,
                      Дорос почти до крыши.
                      И с каждым днем подъемный кран
                      Уходит выше, выше...
                      Но снова мы поехали
                      По узкой колее
                      И наконец приехали
                      К вокзалу с буквой "Е".
                                   - Е -
                       Буква "Е" - она же "п" -
                       Вроде этажерки.
                       (Полка средняя ее
                       Не совсем по мерке.)
                       Мы сошли у буквы "Е",
                       Посидели на скамье.
                       Ежевики мы поели
                       И в реке меж камышей
                       Осетра поймать хотели,
                       А поймали трех ершей.
                       В этом месте очень колко
                       Все, что в руки ни возьмешь:
                       Нам ладони колет елка,
                       Ежевика, ерш и еж.
                       Нам в лесу попался ежик.
                       Но, подняв его с земли,
                       Головы его и ножек
                       Разглядеть мы не могли.
                       Ощетинил он иголки,
                       Словно иглы старой елки,
                       Спрятал ноги, спрятал нос
                       И в клубок свернулся колкий,
                       Будто перьями оброс. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий