Весёлая азбука: книга для воспитателей детского сада и родителей/составитель Л.Е. Стрельцова; художник Б.Л. Рытман. - Москва: Просвещениею 1994. - 192 с.: ил.
"..Поэты, как и дети, не любят однообразия. Надоело разглядывать, находить и рисовать буквы - займемся другим делом:
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.
Возможно, ребенок поверит, что ему предлагают позавтракать или пообедать. Но взрослый знает, куда попадут дети, если перед этим он все старательно предусмотрел и придумал:
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова -
И все на букву "А"!
Поэт подсказывает своему взрослому читателю форму занятий: нуно заранее припасти картинки с изображением фруктов, карточки с начертанием слова и даже таблички с указанием цены (цифры), чтобы оформить "магазин". Можно обойтись только картинками или только карточками: выбор зависит от возраста и знаний детей. Ребятам 3-4 летобязательно нужны сами предметы или картинки с их изображением и начертанием букв. Дети постарше, 5-6 лет, могут пытаться рассматривать слова в поисках нужной буквы, стараться их прочитать и запомнить, как они записаны.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами на столбе
Большая буква "Б".
- Б -
Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
Он нас с тобой зовет к себе
И говорит: "Я - буква "Б".
Повторяется прежний прием: называется буква, показывается ее начертание, описывается, на что она похожа. Буква "разговаривает" с ребенком, просит, чтобы он ее узнавал, то есть смог найти среди других, нарисовать, услышать, как она произносится и звучит в слове. Если надоело находить картинки-предметы или слова-предметы, можно, повторяя стишок, на слух определять слова, начинающиеся на букву "Б":
А есть ли булочная тут?
Да вот она! Смотри:
Буханки, булки продают,
Баранки, сухари.
Батонов, бубликов гора
И сдоба всех сортов.
Но дальше ехать нам пора.
Наш поезд в путь готов.
Поехали, поехали,
Одну строку проехали,
Еще строку и две,
И наконец доехали
До третьей буквы - "В".
Обратите внимание, как в описании передан ритм движения поезда. Сначала медленно, как в детском стишке-качалке: по ровной дорожке, по ровной дорожке - потом все быстрее и стремительнее, как будто поэт советует взрослому (тому, кто читает ребенку), что все следует изобразить в действии-гре в натоящий поезд, следующий по расписанию от станции до станции.
- В -
Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке.
Снова знакомое задание - узнать, назвать, перечислить и перечитать все слова, которые начинаются на букву "В". Сколько их? Восемь из четырнадцати в четырех строчках. Попробуйте сами сочинить такую фразу, где были бы только слова, начинающиеся на определенную букву. Это сделать не трудно, если обратиться к обыкновенному орфографическому словарю. Из слов, помещенных в разделе на нужную букву, легко составляются не только предложения, но и короткие смешные рассказы. Попробуйте их придумать, а если не получиться , вам на помощь придут стихи из азбук Е. Благининой, Г. Сапгира, В. Лунина, В. Берестова, помещенные в этой книге. Разучивая эти отрывки с детьми, Вы обнаружите в них тот же обучающий прием.
Но продолжим путешествие:
Но поезд отправляется,
В дорогу отправляется,
В пути он изгибается,
Несется по дуге.
И скоро появляется
Пред нами буква "Г".
Да, перед нами буква "Г"
Стоит подобно кочерге.
- Г -
В конце дороги у горы
Копают грунт машины.
А вот готовят гончары
Горшки из красной глины.
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.
Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.
А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.
Теперь горшок пора обжечь, -
И в первый раз идет он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.
Один в другом стоят горшки,
И ждут они отправки.
Их повезут грузовики
К дверям посудной лавки.
Несомненно, это не только путешествие среди букв, слов и предметов, но и рассказ-зарисовка. Теперь становится понятным, чего ждет от Вас автор: найти, повторить и посчитать слова, начинающиеся на букву "Г". Можно открыть гончарную мастерскую и лепить из пластилина посуду с названием на нужную букву; затем устроить посудный магазин или лавку и продавать посуду тому покупателю, кто правильно скажет, как называется изделие, и т.д. Усвоив основное правило игры - узнавание и называние слов-предметов, начинающихся на нужную букву, - можно перенести игру со страниц книги в реальную жизнь.
Фантазия взрослого, да и самих детей, подскажет, как это сделать. Например, можно постепенно перебирать игрушки в ящике, вынимая те из них, названия которых начинаются на нужную букву. Путешествуя по комнате, моно называть предметы, перед которыми остановился детский поезд, выделяя голосом первую букву в слове-названии. Из замкнутого пространства дома (игровой комнаты, столовой, спальни) детский поезд перемещается на площадку, улицу, в парк. теперь ребенку нужно в реальной действительности увидеть предметы, названия которых начинаются на заданную букву, или выделить в названии любого указанного предмета первую букву.
- Д -
У дороги лес дубовый,
До плеча нам этот лес.
А когда-нибудь дуброва
Здесь раскинет свой навес.
Заведутся здесь лисицы.
Мед в дупле найдет медведь,
На деревьях будут птицы
Гнезда вить и песни петь.
Это желуди когда-то
Посадили здесь ребята,
Чтобы вырос до небес
Богатырь - дремучий лес.
У той же буквы строят дом -
Большой, многооконный.
Встает этаж за этажом
Железный и бетонный.
В жару, и в холод, и в туман
Возводят дом рабочие.
Им подает подъемный кран
Цемент, кирпич и прочее.
Растет домище-великан,
Дорос почти до крыши.
И с каждым днем подъемный кран
Уходит выше, выше...
Но снова мы поехали
По узкой колее
И наконец приехали
К вокзалу с буквой "Е".
- Е -
Буква "Е" - она же "п" -
Вроде этажерки.
(Полка средняя ее
Не совсем по мерке.)
Мы сошли у буквы "Е",
Посидели на скамье.
Ежевики мы поели
И в реке меж камышей
Осетра поймать хотели,
А поймали трех ершей.
В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
Нам в лесу попался ежик.
Но, подняв его с земли,
Головы его и ножек
Разглядеть мы не могли.
Ощетинил он иголки,
Словно иглы старой елки,
Спрятал ноги, спрятал нос
И в клубок свернулся колкий,
Будто перьями оброс. "
Комментариев нет:
Отправить комментарий